as_best (as_best) wrote,
as_best
as_best

Categories:

О святой Агате

У Артемия Лебедева в рубрике "Субботние сиськи" преинтереснейший пост о некой святой Агате.
http://tema.livejournal.com/838731.html

Рекомендую ознакомиться целиком (там любоптные картинки), но вкратце история такова - некая девушка 25 лет во 2 веке н.э. отказалась отдаться римскому наместнику, за что ее посадили в тюрьму, пытали отрезанием грудей, а потом убили.
Данный мотив, как оказывается, стал очень популярным у художников эпохи Возрождения и отразился в нескольких десятках картин.
 
Собственно, что же мне показалось странным: событие, произошедшее во 2 веке, стало популярным лишь в 13-15 веках. Так почему же больше тысячи лет это никого не волновало, а потом вдруг резко стало интересно???

То есть для меня данный факт является очень наглядным доказательством фальсифицированности нашей истории - событие, которое относят ко времени Римской империи, происходило в Средние века.

.
1) 
Вряд ли можно объяснить простым копированием внезапную популярность этого мотива. Скорее всего история была очень скандальной и возможно произошла с известной в то время персоной - например, с любовницей или родственницей короля, известной благородной дамой.
Иначе сложно объяснить такой повальный интерес.

В то время еще не существовало быстрых способов передачи информации.
Это сейчас обмен занимает секунды и происходит в первые пару дней, а тогда это могло занимать месяцы и даже годы.

Так что подобное распространение информации сродни перепосту в ЖЖ - художники старались передать посредством картин важную и необычную информацию дальше.

2)
Художники рисовали то, что имело спрос.
Вряд ли они думали о том, как через 5 столетий будут массово висеть в мировых картинных галереях и служить образцами высокого искусства. Они просто зарабатывали себе на жизнь таким вот ремеслом. Соответственно спрос был именно на те  мотивы, за которые люди были готовы платить - портреты, пейзажи, ну и события.

Опять же, почему не существует более ранних подтверждений этой истории?
В древнем Риме тоже были художники, строились церкви (может и чуть позднее). Однако никаких фресок, картин, икон, миниатюр более раннего периода не представлено.

3)
Временной разброс в два века можно объяснить довольно просто - все вновь найденые экспонаты датируются относительно уже имеющихся. То есть если церковь, как считают археологи и историки, построена в 12-13 веке, то и фрески должны быть того же времени или старше. Соответственно если историк ошибся на век - за этим следует цепочка других ошибок.

А как известно, историки обычно опираются на письменные упоминания в тех же самых церковных книгах.
Чаще всего датировка событий или строений основывается на "первых упоминаниях", что само по себе уже оставляет широкой поле для временных маневров. И в дальнейшем источники корректируются относительно друг друга.

Фрески, которые датированы как более ранние, просто могли быть выполнены менее качественно, или начинающим художником, на сохранность могли повлиять пожар или наводнение.

4)
В XV веке сцена пытки Агаты появляется и на миниатюрах, иллюстрирующих историю ее жизни и смерти, в вышеупомянутой «Золотой легенде» и других манускриптах.

Можно предположить, что именно в то время и происходили описываемые события, а для придания "легендарности" даты немного скорректировали, а известную всем историю иносказали под другим, библейским, ракурсом.

Согласно википедии, более ранние источники не сохранились:
В VI веке было составлено житие святой Агаты, которое, однако, не сохранилось. Это житие послужило источником трёх более поздних житий, которые идентичны в плане сюжетной канвы и различаются деталями. (Смотрим также апдейт №2)

То есть известные нам источники мало того, что являются копиями, так еще и подправленными в зависимости от фантазии автора.

Другие источники данной легенды - книга "
A Legend of Holy Women", написанная в 1440 году Осберном Бохенхемом.

5)
Та детальность ,с которой изображаются истязания женщины, у меня лично вызывают ассоциации с пытками инквизиции. Изощренность орудий пытки меняется от картины к картине.

Кстати, об этом же говорит такой факт из жизнеописания:
Сначала Агату отправили в публичный дом, затем бросили в тюрьму, где отсекли ей груди. После мучений святую Агату сожгли на костре. (вики)

6)
На этой картине одежда как женщины, так и палача справа явно не соответствуют римской эпохе, а скорее эпохе средневековой. В то же время художники изображали в качестве одеяний римлян, греков и  библейских персонажей преимущественно тоги и повязки.



7)
На данной же  картине кроме опять же явно средневековых одежд на заднем фоне мы видим вполне средневековую церковь и солдат в кованых доспехах.
Детали здания справа и статуи на стенах также легко можно отнести ко времени Ренессанса.
То есть автор не изображает колонны древних храмов, а вписывает мучения в свои реалии.



8)
Здесь мы снова видим средневековые камзолы.


Как и здесь. Длинная юбка у женщины, головные уборы у мужчин - ничего не совпадает с представлениями об античности.


А в данном случае кроме прочего я бы еще обратил внимание на форму меча.
Такая форма оружия характерна для арабских стран периода Крестовых походов.


9)
В принципе под таким углом можно разглядывать каждую картину и фреску, и только на некоторых из них (как правило уже более поздних работах -
Итальянская живопись первой половины XVII века), можно найти сходство с античностью. То есть когда настоящая история превратилась в библейскую легенду, а авторы вдохновлялись работами старых мастеров.


На это также намекает следующий факт:
Интересно, что со второй половины XVII века с картин полностью исчезает мотив подвешивания Агаты. С этого времени она предстает или привязанной к невысокому столбу или дереву, или просто стоящей на эшафоте.

10)
Еще интересный факт, согласно уже итальянской википедии:
Кафедральный собор города Катания на острове Сицилия был освящен в честь святой Агаты 17 августа 1126 года
То есть только через тысячу лет на это решились.
...


Подводя итог - основываясь на таком большом количестве художественных описаний, я считаю, что события со святой Агатой проходили в период 14-15 века, в разгул Инквизиции, событие было очень известным и возможно скандальным.
В дальнейшем оно обросло легендарностью и в итоге попало в библейские описания святых мучеников.


Ни в коем случае не являясь историком, тем не менее являюсь поклонником "истории альтернативной", и всего лишь рассмотрел материал с другой точки зрения.

Критика и комментарии крайне желательны.


.
УПД 1:
По поводу церковных книг как основных источников исторических данных, и в то же время источника основных исторических ошибок, есть
интересный анекдот у Алекса Экслера (приведу свой вольный перевод):

Молодой монах прибыл в монастырь. В его обязанности входило помогать другим монахам переписывать от руки старые церковные тексты. Однако монах заметил, что тексты уже являются копиями, но не оригиналами.

Молодой монах пошел к настоятелю монастыря с этим вопросом. Он предположил, что если в первой копии возникнет хоть одна ошибка, эта ошибка будет повторяться с копии на копию. На что настоятель ответил: "Мы копируем книги таким образом уже столетия, но спасибо за замечание, сын мой".


Однако настоятель решил уединиться в своей келье, чтобы сравнить одну из копий  с оригиналом. Несколько часов его никто не видел. Когда же один из монахов спустился к нему в келью, он увидел настоятеля плачущим над оригиналом старой церковной книгой. Монах спросил настоятеля, что случилось с ним. И настоятель со слезами на глазах ответил ему:

"Тут написано возрадуйтесь, а не воздерживайтесь!" (
The word is celebrate not celibate")


УПД 2:
Я специально скачал пару книжек по альтернативной истории и натолкнулся на интересные совпадения:

1) В 234 году Юлия Месса (регент при императоре) была убита. В конце ее правления началась война с персами, а через три года - война с готами.

2) В 535 году регент Амалазунта передает власть готу. Впоследствии была им обесчещена , ее изгнали на остров, где она была убита по приказу императора. Когда известие облетает Рим, в городе вспыхивает народное возмущение. После ее смерти началась война с готами.

Какие совпадения с нашей историей мы имеем:
а) Даты
234 год - примерное совпадение с временем жизни Агаты

б) Известность
Обе женщины боролись за власть, то есть были известны и популярны в народе.

в) Смерть от насилия
Обеих предварительно пытаются обесчестить, потом убивают.

г) Смерть на острове.

д) Народные волнения. Причисление к лику святых.

Соответственно подобная история могла стать поводом для  художественных произведений.


УПД 3:
А вот еще одна похожая история:
Как писал Тит Ливий, Секст Тарквиний, сын царя РимаТарквиния Гордого, пленился красотой Лукреции и, угрожая ей оружием, изнасиловал. Лукреция рассказала обо всём своему мужу и заколола себя на его глазах. Это событие послужило началом бунта, поднятого Луцием Юнием Брутом и привело к свержению царской власти в Риме и к установлению республики. Именно поэтому на протяжении веков римской истории Лукреция была весьма почитаема.

История происходила около 500г н.э., но взглянем на картину 1571 года руки Тициана "Тарквиний и Лукреция" и еще раз удивимся "античным одеждам".


История мало того, что похожа, так еще и многие художники средневековья, а именно 15-17 веков, рисовали этот мотив (а Шекспир даже пьесу написал) - Лукас Кранах старший в 1519  и в 1533 годах, Лукас Кранах мл. в 1525 году, Лоренцо Лотто в 1533 году, 

Йорг Бреу Эльдер в 1528 году (посмотрим на пышные одежды женщин, а также на задний план с архитектурой Рима)


Ян ван Хемессен, около 1570 года (снова посмотрим на одежду)


Лукка Джиордано в 1663 году (снова одежда)


Примечательно, что уже 100 лет спустя в 17 веке на картинах художниках одежды стали более античные.

Спрашивается - почему через тысячу лет снова возник такой нездоровый интерес к самоубийству пускай и знатной девушки, что это повлияло на целую плеяду разнообразных художников?

Осталось узнать имя это влиятельной девушки-женщины, и загадка будет решена.

УПД 4:

Согласно православному описанию мучений святой Агафии:
Спустя год после кончины святой мученицы Агафии, гора Этна, около города Катаны, начала извергать огненную лаву, которая текла из отверстия на горе, как громадная река, с сильным шумом, низвергая сверху, как воск растопленные камни.
Жители Катаны были в великом страхе, боясь за погибель своего города. Тогда не только христиане, но и неверные - все собрались к церкви святой мученицы Агафии, взяли ее одежду, встали против огня, устремлявшегося к городу, и сею одеждою, как бы щитом, защищались от губительного и грозного пламени.
Огонь, как бы устыдясь одежды святой мученицы, возвратился назад и погас. При виде сего чуда, жители сильно радо
вались, восхваляли Бога, и величали святую мученицу Агафию. Чудо сие произошло в пятый день февраля, в который пострадала святая мученица за Христа Господа своего


А потом заходим на вики в описание вулкана Этна, и смотрим годы его извержений:

122 - Этна почти стёрла с лица земли город Катания.
252 - Извержение достигло города - подходит под описание
1169 - мощное извержение и землетрясение, примерно 15 тысяч погибших.
1329 - поток обошел город стороной
1381 -  извержения достигли порта Катании и затопили реку
1444 - угроза городу
1556 - затоплен залив
1669 - извержение изменило очертания берега настолько, что замок Урсино, стоявший у самого моря, оказался в 2,5 км от воды. Лава накрыла городские стены Катании, поглотив дома более 27 тысяч человек.


Спасибо всем, кто дочитал до конца!
Tags: история, корявенькое
Subscribe

  • Выборы президента в Перу

    Главная интрига этого года в общественной жизни Перу это, безусловно, президентские выборы. Нам, молодым россиянам, живущим половину своей…

  • Дождливое лето

    Нынешнее лето было на удивление холодным, дождливым, серым. Я всего раз поездил на велосипеде, ни разу не купался, в середине июля ходили в куртках и…

  • Крайнее видео =)

    Вспомнил, что незаслуженно забыл про свой недозафлуженный жэжэ. Вот, поделюсь чтоли и тут, от радости. Такое нечасто происходит, раз в год. И даже…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 24 comments

  • Выборы президента в Перу

    Главная интрига этого года в общественной жизни Перу это, безусловно, президентские выборы. Нам, молодым россиянам, живущим половину своей…

  • Дождливое лето

    Нынешнее лето было на удивление холодным, дождливым, серым. Я всего раз поездил на велосипеде, ни разу не купался, в середине июля ходили в куртках и…

  • Крайнее видео =)

    Вспомнил, что незаслуженно забыл про свой недозафлуженный жэжэ. Вот, поделюсь чтоли и тут, от радости. Такое нечасто происходит, раз в год. И даже…